Пожарная безопасность в поезде

Железнодорожный транспорт по-прежнему остаётся одним из самых популярных способов перемещения людей и грузов в нашей стране. В свою очередь, это неминуемо приводит к внушительным цифрам аварий и чрезвычайных ситуаций, происходящих на нём. Каждый год в результате происшествий и пожаров в поезде погибает до трёх тысяч человек, что в абсолютных значениях в разы превышает число жертв от авиакатастроф.

Причины пожара в поезде

Источниками возгораний на железнодорожном транспорте в 26% случаев выступают поломки в системах отопления и неисправная электротехника и её системы: перегрузки и короткие замыкания в проводах, нарушение изоляции, трение проводки с железными распределительными щитами, проникновение воды на электрические провода, соприкосновение контактов и опасных внешних предметов и т.п. Второй важной причиной пожара в поезде может выступить небрежное обращение людей с огнём.

Чаще всего возгорание происходит и развивается уже во время движения поезда, поэтому в своих действиях необходимо исходить из этого факта.

Действия при пожаре в поезде

Как в случае зданий и сооружений, пожар в вагоне в большей мере опасен из-за попутного возникновения ядовитых газов вследствие горения синтетических материалов.

Уже примерно на четвёртой минуте после их воспламенения, содержание в воздухе вредных веществ начинает превышать безопасный уровень. Однако при должном соблюдении мер и организованности действий, пассажиры могут покинуть загоревшийся вагон менее, чем за две минуты. В плюс играет и то, что само возгорание появляется не моментально.

Например, при перегрузке температура электропровода увеличивается постепенно. Часто это сопровождается появлением соответствующего запаха подгоревшей резины, вызванного перегревом изоляции. Железнодорожные составы как правило не имеют установленных в поезде систем пожарной безопасности: сигнализации и извещателей, в связи с этим, при возникновении первейших признаков начавшегося пожара, требуется скорейшим образом выявить источник и предпринять действия.

При возникновении пожара на поезде необходимо:

  • сообщить проводнику вагона о загорании;
  • информировать проводника задымлении / возгорании
  • спящие пассажиры должны быть разбужены
  • закрыть дыхательные органы тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой), смоченной водой
  • не допустить возникновения паники
  • закрыть и не открывать окна в целях недопущения поступления кислорода к огню
  • при небольшом количестве людей желательно перемещаться в пригнувшемся состоянии, вприсядку, на коленях (что бы не вдыхать идущий по верху дым)
  • перебраться в соседний вагон, по возможности - в направлении активного локомотива
  • если поезд остановился - покинуть его, желательно, через сторону, с которой отсутствуют другие жд пути
  • не расходиться по сторонам, держаться организованной группой в ожидании служб спасения

Если выход из вагона невозможен:

  • зайти в комнату туалета или купе
  • плотно запереть дверь (защита от проникновения огня и дыма) и открыть окно наружу
  • подавать сигналы (стуком, светом, голосом) и ждать помощи.

В случаях, когда тушение огня не представляется возможным:

  • использовать стоп-кран
  • открыть двери, при необходимости - выбить окна
  • оказать помощь в эвакуации уязвимым категориям пассажиров
  • покинуть вагон на безопасную дистанцию, убедившись, что внутри больше никого нет.
icon.png

Аудит средств пожарной безопасности с помощью специалистов Санкт-Петербургского пожарно-технического центра .